Стоицизм всегда называли философией трудных времен. Ведь именно
попадая в зоны турбулентности, неопределенности и повышенных вызовов,
человечество охотно обращается к историческим авторитетам, чтобы занеимением внешней опоры, научиться находить ее в себе.
Центральное понятие в философии стоицизма – судьба. Она представляет
собой заданную Зевсом связь причин в космосе – и потому божественна. С
этим положением связан глубочайший античный фатализм, который больше
напоминает триумф, чем равнодушие. Судьбу нельзя обмануть.
Стоики считали, что практика добродетели достаточна для достижения
эвдемонии: хорошо прожитой жизни . Стоики определяли путь к ее
достижению как жизнь, посвященную практике четырех добродетелей в
повседневной жизни — мудрости, мужества, воздержания или умеренности и
справедливости, — а также жизни в согласии с природой.
Фундаментальный практический принцип стоицизма: есть вещи, которые мы
можем контролировать и есть вещи, которые контролировать мы не можем.
Что мы можем контролировать — свои мысли и действия.
Счастье, говорят нам стоики, исходит изнутри . Это выбор. И, как
сказал раб, ставший учителем Эпиктет, «Вы можете перевязать мне ногу,
но даже Зевс не властен нарушить мою свободу выбора». Стоики были
счастливы, они писали о счастье и учили других, как быть счастливыми.
Стоики часто проявляют замечательное спокойствие в сложных ситуациях .
Они сохраняют самообладание, особенно когда сталкиваются со стрессом
или невзгодами. Эта способность оставаться невозмутимыми является
ключевым показателем стоического склада ума.
Вечная мудрость стоицизма предлагает ценное руководство для
преодоления жизненных трудностей и достижения личностного роста. Мы
можем развивать более сбалансированную, полноценную жизнь, избегая
чрезмерных эмоций, промедления, привязанности к внешнему подтверждению
и материальным ценностям, а также негативного внутреннего диалога
Ключевые моменты. Философия стоицизма предлагает большую гибкость в
том, как вы реагируете на сложных людей. Она учит, что ваши
интерпретации, а не сами события, являются истинным источником
расстроенных чувств . Душевное спокойствие приходит, когда вы
перенаправляете свою энергию на то, что вы действительно можете
контролировать.
"Популярность философии Стои часто связывают с кризисами современного мира – экономическими, политическими, индивидуальными, – которые порождают запрос на защищенность. И чем сложнее времена, тем чаще такой запрос возникает. К тому же емкие цитаты из римлян, которые любили риторические приемы, хорошо укладываются в формат бизнес-блогов и социальных сетей.
Стоицизм, само название которого ассоциируется с умением претерпевать удары судьбы, предлагает выработать рациональное отношение ее к превратностям. Задача человека – достижение счастья через реализацию своей разумной природы и понимание окружающего мира. Для этого применяется ряд практик: определение уместности деяний, умение разделять вещи на истинные и ложные, а также на те, которые можно и нельзя контролировать, освобождение от страстей. С их помощью человек получает возможность приобрести добродетельность, достичь атараксии (невозмутимости мудреца) и автаркии (самодостаточности), что и ведет к счастью. Таковы обобщенные положения стоической этики, которую вспоминают в первую очередь.
Логические законы служили стоикам для того, чтобы обосновывать упорядоченность космоса (само греческое слово κόσμος означает порядок). Их формальная логика выражала отношения смыслов, отражающие детерминантные связи в физическом мире. Таким образом, космос – живой, дышащий организм, а логика сакральна, потому что помогает его постигать.
Судьбу нельзя обмануть. Существуют разные способы прохождения жизненного квеста, но должное все равно реализуется. Именно об этом говорят все античные мифы и трагедии, в которых героев настигает божественный рок. Тем не менее стоик не просто выдерживает удары судьбы, но и исповедует принцип любви к ней – amor fati. Античный страдающий герой радостен, осуществляя свою единственную судьбу. Поэтому всем, кто хочет достичь стоического счастья, нужно учитывать, что оно обретается, в том числе, в трагедии.
В то же время стоицизм утверждает, что мы можем выбирать, как относиться к происходящему и как поступать. В отличие от явлений мира, наши душевные процессы не детерминированы.
Но в чем тогда состоит выбор, если кругом только космическое предопределение, которое все равно свершится? На этот счет стоики говорили, что собака, привязанная к движущейся колеснице, вправе бежать за ней или не бежать – и если собака не побежит, колесница все равно потянет ее за собой. Что же в таком случае делать? Стоики предлагали радостно и отчаянно двигаться вперед вместе со своей судьбой.
Избегание стоиками страдания вовсе не равно попытке любой ценой избежать дискомфорта. Напротив, они предлагали размышлять о дурных событиях, а порой добровольно вызывали их – в первую очередь, не для того, чтобы отработать варианты выхода из ситуации, а ради духовной практики. К избавлению от волнений и мучений (достижению атараксии) вело самовоспитание, само по себе достаточно мучительное.
Стоики исходили из того, что продиктованные внешними обстоятельствами страдания неизбежны. Многие античные философы знали лишения, теряли имущество и сражались. Борьба казалась им частью мирового порядка. Они полагали, что принцип Полемоса (войны), который постоянно находит свое воплощение в мире, – это определяющее начало бытия, часть постоянного процесса обновления космоса.
«Избегать страдания» означает не отрицать его, а учиться принимать. Только осмыслив тяготы как данность, можно научиться их преодолевать, обращаясь к мудрому рассуждению. Тех же, кто тщится вовсе устранить страдание, колесница так и будет тащить по колдобинам, невзирая на возмущенные протесты и вопли о несправедливости мира.
Таким образом, стоицизм нельзя назвать прикладной «антикризисной философией», которая может пригодиться в трудные времена, – разве что только тем, кто осознает, что вся жизнь состоит из кризисов, которые требуют самодисциплины, – это краеугольный камень античной этики. Времена всегда трудные. А если нет, то в любой момент могут такими стать.
Цель человеческой жизни по стоикам заключается в достижении счастья. За эту идею охотно хватаются современные читатели. Однако что значит быть счастливым? Счастье – по заветам расписной стои – это гармония человека и космического порядка, в которой больше долга, чем личного удовлетворения. Философская субъективность стоицизма имеет мало общего с современным индивидуализмом, который замыкает людей в пределах собственного эго.
Здоровье и благосостояние предпочтительны, но не обязательны, поскольку не являются целью. Стоицизм не призывает к аскезе с отказом от последних сандалий. Если блага пришли – хорошо, если ушли – ну и пусть провалятся в Тартар. Внутренне пустыми могут быть и обогащение, и красота, и власть, и увеселения, и даже наука – если это наука формальная, сводимая к обмеру и подсчету.
Идеи тайм-менеджмента и успешного успеха вызвали бы у стоиков глубокое отвращение. Сенека с прискорбием смотрел на «занятых людей», которые толкутся в базилике (то есть на бирже), и чей досуг не лучше работы, – в свободное время они тщательно классифицируют свои дорогие коринфские вазы или проводят часы у брадобрея. Обращаясь к Паулину, афинскому начальнику по продовольственной части, Сенека советует ему отвлечься на время от вопросов снабжения и обратиться к изучению священных предметов. Например, узнать, какая судьба ожидает его душу, какова материя Бога и какая надмирная сила заставляет двигаться светила.
Главное, к чему призывает стоицизм, – это к философскому постижению мира: человек, тебе дана возможность осмыслять предельные основания бытия и сознания, а ты, как говорит Эпиктет, живешь малодушно, и разговоры и дела твои постыдны."
https://www.pravilamag.ru/entertainment/733269-realnoe-virtualnoe-reportaj-pravil-jizni-s-progulki-po-metavdnh/?utm_source=pravilamag&utm_medium=scroll